Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

13 мар. 2010 г.

Перечитывая Клиффорда Саймака

Перечитываю Саймака. Нашел полное собрание мелких сочинений и теперь перечитываю. Романы и повести не хочу - и так все хорошо помню. А в малых формах порой попадается даже нечитанное. И среди него - интересное.

Удивила меня одна вещица под названием "Необъятный двор". Название нескладное, неуклюжее и несовременное. Начало - тоже странноватое, да еще и затянутое. Для меня оно чуточку попахивало Кингом. Легкий такой запашок какой-то книги, то ли "Нужные вещи" с чудаковатым продавцом всего на свете, то ли "Томминокеры" с их странно починенными привычными предметами обихода, приобретающими совершенно новый горизонт свойств.
Только это был бы нетипичный, добрый Кинг.

Но, разумеется, главное оказалось совсем не в этом. Приходилось читать у Лукьяненко "Черновик"? Если отбросить всю эту социалистически-утопическую чушь и
боевик доморощенных революций, там есть интереснейший слой о неких особых домах, из которых можно выходить в другое место, а то и не одно. Просто перешагнув порог или раскрыв окно. У Лукьяненко на этом явлении построена книга. Не какие-то невообразимые устройства, не живые трансляторы материи и не туннельные звездолеты, пожирающие пространство, а обычные дома, открывающие пути в другие миры.

Так вот, Саймак пишет в точности о том же (только значительно раньше). Более того, если у Лукьяненко мы имеем уже готовую, априори построенную неизвестно кем систему таких миров и переходов, за которой приглядывают специально дрессированные смотрители, то Саймак дает нам взглянуть на самое начало. Он наглядно показывает кто строит эти переходы, как это делается и зачем. Кто живет по ту сторону перехода и чего они от нас хотят. (И здесь мы снова вспоминаем Кинга, его "Почти как бьюик", но, разумеется, без всяких ужасов. У Саймака даже монстры - исключительно добрые и конструктивные создания :-) Даже вроде бы злобные пришельцы из повести с очень похожим названием "Почти как люди", оказываются скорее опереточными злодеями, и борьба с ними на деле оборачивается фарсом, лишь чуть драматичней, чем детский способ спрятаться от страхов под одеялко. Кстати, сходство названий неслучайно. Кинг упоминает, что вещь свою назвал именно в честь саймаковского произведения.)
А я вот думаю теперь, читал ли Лукьяненко эту вещь? И, если да, то почему не оставил честных экивоков?  Впрочем, какая разница, по большому счету...

*  *  *

И еще одна вещь, называется тоже странно: "Без своей жизни". Вроде бы, незамысловатое повествование сельского мальчика об удивительных обстоятельствах его скучной обыденной жизни. Вот тут сразу вспоминается незабвенный Каттнер с его юмористическим циклом о семейке Хогбенов - невероятных мутантах с массой чудесных умений, живущих среди обычных людей и старательно соблюдающих внешние приличия, чтобы не выделяться среди местных жителей.

Мысль, кстати, и там и там проводится очень простая и добрая, но и значительная: мы - не одинаковые, мы все - разные. Но эти различия не делают нас хуже. И неважно - дружат ли ребятишки из которых одни - белые, а другие - негритята или японцы, как у Кинга в "Оно".  Или земные и инопланетные детишки, как здесь у Саймака. Как говорится, "да хоть серо-буро-малиновый, был бы человек хороший!" :-)   Да-да, старые добрые антирасистские настроения. А мне нравится.

Пока взрослые ссорятся с соседями и гоняются за призраками, дети, часть из которых - тоже инопланетяне, играют в свои детские игры, попадают в беду и выручают друг друга, да еще и ухитряются при этом не только изловить этих самых призраков, но и понять, что они могут быть не только вредными, но и полезными. Им просто было ужасно скучно. Совсем как Почтальон Печкин - "это я почему такой злой был? Потому что раньше у меня не было велосипеда!" :-)

Ну и еще один момент снова живо напомнил Кинга (ну да, вот теперь я насквозь им пропитан, так и лезет из каждой подушки). "Томминокеры", когда один мальчик другого ненароком отправил "в неизвестно куда", да так, что потом взрослые его никак найти не смогли...  И там и там хэппи энд, да и не главное это событие, но тем не менее. Любопытно иногда увидеть подобия в казалось бы совсем разных книгах.

*  *  *
А вот из читанного мною у Саймака ранее, из того, что приятно было перечитать, назову:
  • "Театр теней" - о том, как решения сложных проблем иногда находятся совершенно не там, где их ищешь. Отчасти перекликается с "Пигмалионом". Ага, даже так :-)
  • "Все ловушки Земли"  - с детства помнились только скитания робота, который перехитрил всех. На деле оказалось самое интересное - финал. А новелла - о поисках себя, своего места в жизни. И неважно - робот ты или человек...
  • "Дом обновленных" - в детстве рассказ казался просто утопичным и необычным. Теперь все ярче в нем чувствую отчаянную мечту стареющего человека остаться нужным, быть максимально полезным, но не обременять при этом окружающих.

Комментариев нет:

Отправить комментарий