Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

2 дек. 2010 г.

Новые муравьи Бернарда Вебера - теперь революция

...А мы давно привыкли к "книжным сериалам". Не удивляемся, когда вслед за первой, вполне удачной книгой, на волне успеха, автор выпускает еще одну (а, бывает, и не одну) в продолжение. Как правило, получается с каждым разом все хуже.
Приятно было осознать, что трилогия Вебера о муравьях - не из таких книг. Она изначально была задумана и блестяще реализована именно как трилогия.

Мы уже рассказывали об удивительной книге Бернарда Вербера "Муравьи", где впервые нам представлен потрясающий в своей почти документальной реальности параллельный мир муравьев. Ничуть не менее разумных, чем мы, но мир в миллионы раз более многочисленный, обладающий осмысленной историей, начавшейся задолго до появления динозавров и (в отличие от наших несовершенных древних рукописей и глиняных табличек) способных передавать собранные по крупицам знания без искажений.


Три составных части


Нет, "Муравьи" - истинная трилогия, эдакий триптих в прозе. Автор вообще любит играть с формой. Если сравнивать его книги с музыкой, то ближе всего оказывается фуга. Есть несколько тем, они перемежаются, пересекаются, видоизменяются и сплетаются, образуя гармонию общего повествования.
Мы с вами уже упоминали такой тип изложения, когда говорили о романе Хаксли "Контрапункт", помните?

Основных тем здесь три. Условно назовем их "человеческая", "муравьиная" и "энциклопедическая". Каждая из тем интересна и сама по себе и могла бы составить отдельную книгу. Но, двигаясь параллельно, переплетаясь и перекрещиваясь, они создают новый уровень изложения, эдакую сверх-поверхность, вмещающую много больше, чем составляющие ее стороны.
В книге часто повторяется формула синергии: "1 + 1 = 3". К самой книге она тоже применима, только для всей трилогии я бы выразил ее так:
"1 + 1 + 1 = 10".

Но на этом сюрпризы еще не все! Я немного расскажу о самих книгах, а потом мы с вами непременно еще вернемся к форме.

Читатель, пусть вас не сбивает мой тон, порой слишком восторженный. Да, мне искренне нравится эта книга, и я нахожу фугу интересной, познавательной и удачной, в качестве игры мысли и научно-естественного эксперимента.
Но при этом я отчетливо сознаю ее слабость с чисто литературной точки зрения. Сюжет схематичен и часто предсказуем. Человеческие характеры и чувства (в отличие от муравьиных) показаны плоско и однобоко.
Мне, как человеку близкому к Интернет, книга, скорее, напоминает переоптимизированный текст, где ссылок и "нужных" слов гораздо больше, чем "обычного" текста. Думаю, что это связано с огромным объемом фактической информации, которую автор втиснул в пространство книги.
Добавьте еще роль книги, как площадки для экспозиции авторских идей (о чем мы с вами говорили при обсуждении "Фантомов" Кунца и еще поговорим здесь).

Впрочем, и в музыке фуга редко бывает музыкально красивой. Она тоже, скорее, радует разум, а не чувства. Из чувств при внимательном прослушивании фуги или инвенций преобладает лишь радость за гений человека, который так ловко и совершенно их заплел. А не эмоции и переживания, как это типично для другой, обычной музыки.

Но вернемся к книгам.

Три источника


Названия частей книги отражают главную мысль каждой части и, одновременно, высвечивают целое. Книга первая, "Муравьи", знакомит нас с главными героями, их диковинным миром. В этой же книге муравьи осознают, что кроме них и других давно знакомых существ, на сцене появились совершенно непредставимые создания - розовые шарики, которые всегда ходят стайками по пятеро: "Пальцы".  Да-да, это нас с вами они так видят!

Вторая книга - "День муравья" - развивает мысль: на фоне того, что оба мира узнали о существовании друг друга, неизбежно должно было произойти их пересечение. Да, люди построили (еще в первой серии) машину, служащую переводчиком с человеческих слов в муравьиные запахи и обратно. Но никакие средства общения не помогут, если некому общаться.

Должен найтись хотя бы один герой, эдакий "муравьиный Марко Поло", который не просто технологически сможет говорить с Пальцами, этими непредставимыми гигантскими существами, но будет обладать незаурядной широтой мысли, способностью осознать абсолютно чуждый менталитет, проникнуться им, принять его как реальность (а не бред или религиозные домыслы), выбрать в этом чуждом - интересное и важное для своего народа и суметь сказать что-то свое, столь же важное для нас. Например, способ лечения рака у людей. Или принципы строительства многомиллионного города, в котором никогда не бывает пробок.

И такой герой нашелся. Это наш старый (еще по первому тому) знакомый, муравей-солдат, которого теперь кратко зовут 103-й. Именно он проходит сквозь невероятные приключения и испытания и наконец попадает в человеческий город, в Дом Пальцев, где и свершает предначертанное. Его заметили и поняли.

"Мы наш, мы новый мир построим"?


Хэппи энд? Нерушимая человеко-муравьиная дружба навеки ко всеобщей радости?
Не смешите меня. Не будьте такими наивными. После стольких лет вытаптывания и уничтожения этих вредных маленьких насекомых взять, да и построить для них посольство? И стать посмешищем для всего остального человеческого мира? Ну уж нет!
И вновь блистательная история оканчивается ничем. Увы.

Чтобы в мире что-то и вправду изменилось, треуется кое-что большее, чем просто понимание и добрая воля. Нужна революция. И, прежде всего, революция сознания. Причем с обеих сторон.

Именно об этом - третья книга, "Революция муравьев". Пробежимся по сюжету ее "человеческой темы".

"Кто был ничем..."


Итак, привычный уже нам с вами ход: герой снова при загадочных обстоятельствах находит томик "Энциклопедии относительного и абсолютного знания". На сей раз этот герой - девушка Жюли.

Мне сразу вспоминается "Кэрри" Стивена Кинга, потому что типаж подростка именно такой: угнетаемое учителями, учениками и даже собственной матерью жалкое существо. И это вовсе не несчастное стечение обстоятельств: внешние проблемы девушки лишь отражают внутрение. Она не хочет становиться взрослой. Хочет остаться такой, как есть, навсегда.

Что дальше? Гадкий утенок по законам жанра просто обязан превратиться в...  ну уж, в кого получится. И если Кэрри у Кинга обретает власть над предметами, то у Вебера сила Жюли - "глаголом жечь сердца людей".

Еще точнее - не только "глаголом", т.е. словом, но и музыкой. И здесь повествование очень созвучно роману Бэнкса "Улица отчаяния". Ибо наша Жюли, как и герой Бэнкса, обладая мощным, но скрытым до поры от всех талантом, тоже находит свое призвание в объединении с уже существующей рок-группой...

"Тот станет всем..."


...и вместе с ними покоряет мир. Пусть у Бэнкса это большой музыкальный мир, а у Вебера - всего лишь один район небольшого городка Фонтенбло под Парижем. Все равно чудо происходит! Причем прямо на первом же концерте. Жюли чувствует свою власть над залом. Зал готов идти за ней, за ее голосом, за музыкой группы. Но куда? Она пока не знает ответа, не готова вести людей на баррикады.

"Весь мир насилья мы разрушим..."


Куда можно вести людей? К чему призывать? Какое общество вместе строить? Ответы на эти вопросы Жюли не знает, но их знает книга, все та же "Энциклопедия..."  А девушка и ее спутники-музыканты уже успели изрядно вкусить от этого древа познания.

"Мы возьмем пример с муравьев! Построим новый, счастливый мир на основе их принципов. В нем не будет принуждения и насилия, а будет торжество разума и справедливости!" - решают ребята. Очередная утопия? Посмотрим...

"...до основанья, а затем..."?


Можно рассудить и по-другому: автор сам решил поиграть в революцию. Он создает все условия, чтобы революция возникла, и потом смотрит, что с ней будет, исследует ситуацию литературно, а параллельно прогоняет ее на компьютере, в игрушке-стратегии.

Если кто-то надумал написать реферат по современной теории революций, то для него есть хорошая новость: все материалы в книге уже собраны! :-)
Множество исторических фактов, цитат из первоисточников, кратких и занимательных изложений моделей утопистов всех времен, с изложением плюсов и минусов каждого такого опыта.

Автор задается весьма нетривиальным вопросом: возможна ли вообще революция без применения насилия и без угнетения? Весь предыдущий опыт человечества утверждает, что нет. А если все же попытаться? Учесть все промахи предшествеников, найти много сторонников, отгородиться от остального мира, взять да и построить свой собственный вариант утопического общества?

Поначалу все идет на удивление неплохо. Наши герои отвоевыват себе территорию школы, полную еды и прочих материальных запасов. Обживаются и начинают в своей маленькой, полутысячной резервации воплощать свои идеалистические принципы в новых отношениях и творческих проектах.

Жюли, обретшая новую силу, в отличие от Кэрри, применяет ее не для разрушения, а для благих дел.

Люди преображаются, раскрываются с необычных сторон. Некоторые из их идей, развивающих идеи и подходы муравьев, воплощаются в проектах, предвосхищающих свое время. Часть проектов приносит новой колонии ощутимую коммерческую отдачу.

Разумеется, город не может позволить им такой вольности и поднимает полицию. Сила здесь ничего не решает - нельзя же всерьез воевать против детей. Но в итоге мятеж был подавлен хитростью.
Заметьте, не раньше, чем автор наигрался в свою идею новой революции и сумел исследовать все ее проявления, интересные ему. И, конечно, блестяще показав их нам, читателям.

Да и революций здесь, на самом деле, несколько. Кроме яркой и заметной революции под предводительством рок-группы "Муравьи", о которой я вам только что рассказывал, заметны еще:
  • религиозная революция и контрреволюция муравьев,
  • их же техническая и культурная революции
  • личная революция сознания девушки Жюли - да-да, ничуть не меньше превращения гусеницы в бабочку
  • может быть не такая яркая, зато педагогически очень показателная перемена в сознании ее матери: от врага к искреннему помощнику и соратнику
  • психологическая революция в умах группы людей, невольно ставших заложниками муравьев (кстати этот момент мне чем-то напомнил другую книгу Кинга - "Мизери": можно любить до обожествления, но при этом унижать и ставить в предельную зависимость от обожателя)
  • и, наконец, личное превращение нашего муравьиного героя, умного, но, к сожалению, такого недолговечного в...  нет. В кого - я вам не скажу, оставлю кусочек интриги. Скажу лишь, что превращение было очень радикальное, но ничуть не сказочное, а вполне правдоподобное, только условия его осуществления очень трудно выполнить на практике
Думаю, что революций более, чем достаточно, чтобы дать третьей книге такое многогранное и многозначное название - "Революция муравьев".

Секреты формы


Так вот, как обещал, возвращаюсь к форме: здесь автор идет в подражании музыкальной фуге даже еще дальше. Он использует перевернутые темы - инверсии. Именно поэтому кроме него самого, пишущего книгу "Муравьи" со стороны нас, людей, появляется еще один персонаж.
Это муравей, пишущий трилогию "Пальцы". Две другие части, соответственно, называются "Ночь пальца" и "Революция пальцев". Не правда ли, символично? :-)

* * *
Трилогия поднимает еще много интересных тем. Кратко упомяну лишь некоторые из них.

Религия с самых разных позиций - служения, следования, зарождения, противодействия и ответственности...

Философия в самых различных аспектах: и теоретическая, гносеологическая и личностная, переходящая в психологию, например, стремление заглянуть в себя...

Необычная проекция человеческих понятий "искусство", "любовь", "юмор" - поданных с точки зрения муравьиной цивиллизации - заставляет переосмысливать сами понятия и наше отношениеи к ним...

Пикантная сцена познания Пальцев, когда наш умный муравей ползет по обнаженной девушке и записывает свои впечатления, живо напомнила мне похожие кадры из польского фильма "Кингсайз", где, правда,  речь шла о крохотных человечках, живущих на наших кухнях...

Блеск и нищета современных телешоу, где ответы заранее известны, все ходы просчитаны и счет идет лишь на деньги...

Сильные и слабые стороны компьютерного моделирования реальности в современных играх-стратегиях. Ответственность Творца перед своими творениями...

Ну а некоторые читатели, судя по отзывам, видят в книге лишь сборник занимательных задачек о спичках и треугольниках...  :-)

И - да, все это в трилогии Вебера действительно есть!

Комментариев нет:

Отправить комментарий