Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

29 дек. 2011 г.

Коллекционер - книга Фаулза о любви и искусстве

Трудно писать о книгах такого масштаба... Неизбежно теряешься на их фоне. Сейчас я говорю о романе Фаулза "Коллекционер" (The Collector by Fowles). После шумного успеха (внутри моей головы), который произвела его "Женщина французского лейтенанта", я решил собрать все книги Фаулза, до которых смогу дотянуться, и перечитать/переслушать их все. А там уж решить, какие понравятся.

Не буду даже пытаться что-то сказать  о слоге автора, литературных достоинствах текста. Это так же безнадежно, как пытаться словами передать мрачную мощь музыки Бетховена или хрупкую красоту упрямого голоса Марии Фредрикссон (солистка Roxette), особенно, если ты ее никогда не слышал.
Расскажу о вещах куда более приземленных, а там уж сами решайте: читать вам книгу или "а ну ее".

Сюжет "Коллекционера" весьма прост. Жил был в Англии молодой человек, довольно ограниченный, но как-то раз неожиданно разбогатевший. Ему очень нравилась одна милая девушка. Настолько, что он был готов на все, чтобы они были вместе.
В буквальном смысле.

Он хорошо подготовился, и однажды взял, да и похитил ее навсегда. Как бабочку. Поймал ее для своей обширной коллекции...

Такова завязка романа. А дальше?
Книга состоит из 4 частей. При чтении первой части, написанной от лица главного героя, меня не покидало ощущение, что читаю я все это напрасно. Зря трачу время. Ну что тут может быть интересного? Варианты и ассоциации возникали вполне определенные. Тут тебе и "Молчание ягнят" с девушками, которых хорошо откармливали в подземелье, чтобы содрать с них кожу. Тут и "Мизери" Кинга, с неукротимым обожанием читательницей своего кумира-писателя. Обожанием, граничащем с жестоким убийством. Секс-рабыни из многих историй нашей, не книжной, реальности. И еще - беспомощная жертва, висящая несколько суток в фильме "Ближайшая соседка"...

В общем, чем дальше я читал, тем более безнадежной видел ситуацию. И я уже совсем не хотел знать, что будет с героями  дальше. Ничего хорошего там быть просто не могло.
Язык изложения - бедный, убогий, неуклюжий, с повторами... В общем, пришлось себя заставлять...

И не зря. Потому что в романе есть вторая часть.

Потому что у похищенной девушки есть имя - Миранда. А кроме имени есть  богатейший внутренний мир Художника. Именно так, с большой буквы.

Потому что она все это время ведет дневник и описывает те же события уже со своей стороны. Богатым, образным языком. Пылая чувствами, преодолевая себя, пытаясь выжить в этой немыслимой для нее изоляции навсегда...

Парадоксов и инверсий в этой книге хватает. Например, физически он - господин, а она - его бесправная пленница. Но в отношениях - все наоборот: она - несомненно, госпожа, а он - послушный слуга, исполняющий любые капризы и прихоти своей хозяйки, тратящий любые деньги для ее удовольствия и готовый дать ей все, что угодно. Кроме одного - свободы.
Другая сторона: она сидит в подвале, взаперти, он - свободен делать что угодно и пойти куда хочется. Но это - внешнее. А внутри: у нее огромный внутренний мир, полный воспоминаний, планов, надежд, а он - именно он - пожизненный пленник своей ограниченности, обреченный сидеть в чулане своего невежества, ибо не видит никакой нужды ни в саморазвитии, ни в каком-то другом изменении себя.

Живая бабочка так трепетна, так хочет выбраться из плена, предпринимая все новые то простые, то изощренные попытки побега, неизменно тщетные.

Запертая в тюрьме своей кельи, Миранда получает много времени для раздумий, многое в своей жизни переоценивает, переосмысливает окружение, прежние привычки, события. Мысленно достраивет прежде неопределенные отношения с людьми, осознает предназначение Настоящего Художника (благо, ей было у кого учиться).

Во второй части, кстати, довольно много интереснейшего искусствоведческого материала. Суждений о художниках, об Англии и ее авторах, о молодежи, об активной жизненной позиции. О любви и предательстве - неизменная линия у Фаулза.

Отдельная линия идет о несколько странных отношениях девушки с человеком на 20 лет старше нее. Внутренний мир нашей героини подается взвешенно-откровенно, не скрывая даже самых тайных мыслей и мимолетных чувств.

Еще автор очень тактично и осторожно показывает нам межклассовые отношения в современной Англии - это тоже отдельная и довольно прихотливая ветка повествования.

Третья часть романа подводит итог извечному противостоянию героев. И заодно проясняет нам, читателям, по какой же из трех возможных линий пойдет сюжет: она все-таки сбежит? он ее отпустит? она погибнет?

До самых последних строк сомнения раскачивают нас равномерно во все три этих стороны...

Поняв, что есть еще и крохотная - на полглавы - четвертая часть, я очень удивился. Вроде бы все уже сказано, конец, что еще-то может быть?

Но "конец" - слово неокончательное. Конец _этой_ истории. Но будут и другие. Обязательно. Автор оставляет нас в полной уверенности, что история снова и снова будет повторяться.

Общее впечатление: книга очень понравилась. Неуклюжесть первой части полностью обусловлена характером и уровнем изображаемого героя. А уж в остальном - просто кладезь сокровищ. И по части художественной и исторической и глубокое проникновение в мир человеческих чувств.

Отдельно хочу сказать об исполнителях. Я поглощал эту вещь в виде аудиокниги. Каждая глава предварялась небольшим музыкальным отрывком, настраивающим на соответствующий лад.
Читали двое исполнителей: мужчина и женщина. Женское исполнение мне так понравилось, настолько гармонично сливался голос с героиней, что я специально обратил внимание, кто же это. Оказалась современная молодая актриса Дарья Мороз. Безупречное театральное исполнение. Советую слушать именно эту версию.


Ну вот. А теперь представьте, что есть еще и фильм по этой книге. Тоже называется "Коллекционер". Ну, конечно, я его посмотрел. И был жестоко разочарован. Потому что - надеюсь, теперь-то вы меня поймете - фильм снят лишь по первой и четвертой частям, с их убогим казеным языком и бедными чувствами скопца. А все богатство, ради которого и стоило читать книгу - безжалостно выброшено, как несущественное.


В общем, категорически рекомендую книгу. И категорически не советую фильм.

1 комментарий:

  1. Ну так конечно, жертвы с их богатым внутренним миром никому не интересны. Маньяки и убийцы - вот лучшие образчики киногероев.
    А также, по моему, есть вторая часть фильма. Жуткий треш.

    ОтветитьУдалить