Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

15 янв. 2012 г.

Должность во вселенной - Савченко

Книгу Савченко "Должность во вселенной" можно уважать хотя бы за то, что автор писал ее более 20 лет. Вот вы - много знаете таких примеров?
Нет, это не очередные сериальные "Мушкетеры 20 лет спустя"! А единая книга с цельным сюжетом и без всяких признаков потери резвости хода событий или уплощения характеров героев.

Про язык книги


Допускаю, что современный молодой читатель, выросший на американских боевиках и Гарри Потере вряд ли сможет пробиться через суховатый литературный стиль советского физика.
Жаль. И вовсе не потому, что мне так уж дороги те времена или научный стиль изложения. Или я презираю американские фильмы. Все как раз наоборот.

Просто, вот даже лично мне надо было сделать усилие, чтобы за языком изложения увидеть грандиозность интереснейших идей. При том, что я был воспитан именно на такой литературе. А уж что говорить о вас, мои молодые современники.

Здесь как раз та ситуация, как иногда бывает с музыкой: кто-то не желает слушать определеную музыку только потому, что она относится к нелюбимому жанру. Так, любитель готик-трэш недовольно морщится и скорей ищет другую станцию, как только услышит первые такты симфонической музыки. Просто за то, что она - симфоническая. Справедливости ради замечу, что совершенно типична и обратная реакция.

Но вернемся к самой книге.

Про форму


Если бы меня кто-нибудь спросил о форме, преобладающей в книге, я бы ответил музыкальным термином "пентатоника" - старинное китайское созвучие всего из пяти звуков гармоничных друг другу и, одновременно, выражающих, ни много ни мало, всю Вселенную и любой малости ее части и явления.

Автор вообще неравнодушен к пятерке. Вспомним хотя бы его книги "Пятое измерение", "Пятое путешествие Гуливера". В книге "Должность во вселенной", разумеется, пять частей. Точно так и должно быть, согласно обнаруженным героями книги единым законам Мироздания.

Законы эти выражены автором очень точно, даже академично. Хочу привести их здесь полностью:
"...Во всех образах-событиях можно выделить пять четких стадий:
  • возникновение (синонимы: появление, проявление, выделение из однородной среды...),
  • дифференциация (формирование, разделение, выделение подробностей, набор выразительности...), 
  • экстремальная (максимальная выразительность, наибольшее разделение, устойчивость),
  • смешение (спад выразительности, расплывание, размазывание подробностей...) и
  • исчезновение образа как целого (распад, разрушение, растворение в среде)..."
Есть о чем серьезно подумать, правда? А мы пойдем дальше.

Про сюжет


Кратко о сюжете.  В обычном уездном городе Эн замечено странное явление природы. То ли облако, то ли смерч гигантский. Агрессии, как и разумных проявлений вроде никаких не видно.
Но стихия. Мощная, неостановимая и безжалостная в своей слепоте.

Как водится, в критических ситуациях обнаруживаются герои и смельчаки, готовые рисковать жизнью, чтобы хотя бы начать узнавать новый секрет природы. И здесь вспоминается "Иду на грозу" Даниила Гранина. И по накалу, и по дерзновенности умов, решающих неразрешимые загадки, и по единству, сплоченности многих людей, вовлеченных в процесс.

Притащили. Приручили. Иная книга на том бы и закончилась, а здесь все только начинается.
Приручили, да не поняли. Внутри этой штуки вообще очень много всего непонятного. Но уже нашли одну вещь невероятно полезную: управляемое время. Это не новая идея в книгах, вспомним хотя бы "Качели Отшельника" Колупаева.

Но у Савченко герои уже не просто робко исследуют диковинку. Они построили внутри огромный завод, где в разных местах время течет по-разному. И вот эта часть уже перекликается со многими производственными шелеврами советской эпохи. В первую очередь вспоминаются "Не хлебом единым", да и "Белые одежды" Дудинцева. Да, другое время, другие идеи, другая борьба, но люди.

Люди


Разные люди, разные характеры. Герои, скромные винтики, смельчаки, предатели, прохиндеи-карьеристы, рядом "ум, честь и совесть" проекта, тут же и самые обычные люди. Отношения с семьями, часть которых живет в разном времени с различным ускорением, а часть - вместе, по одну сторону. Ситуаций множество, характеров и коллизий хватает. И автор не сплоховал: использует такой предметный мир на всю катушку.

И даже больше. Приходит к удивительным открытиям. Причем все просчитано до мелочей, выверено и логично. Все именно так и было бы, если вдруг к нам нагрянет такое "облако".

Здесь хочу еще раз подчеркнуть: в книге предметная физика воплощена в литературные модели с отличнойй проработкой. В последний раз встречал подобный сплав только у Хола Клемента в книге "Экспедиции Тяготение".

Открытие следует за открытием. Мы, вместе с героями книги, проникаем в самые сокровенные тайны Вселенной. Смотрим, как рождаются и умирают звезды. И даже делаем парочку собственных...

Здесь мне вспоминаются скромные будни обычных ребят из повести "Чердак вселенной" Сергея Павлова. Повседневная рутинная работа творцов новых Вселенных...

Но законы Мироздания, о которых мы с вами говорили в начале, неизбежны и всеобщи. А, значит, относятся и к самой ткани книги.

Пятая часть посвящена умиранию.
Смерть как перерождение - это очень в духе Таро. Гибель империй и возрождение на их обломках нового мира. Но и духовное умирание отдельного человека и его появление в новом качестве, на новом витке развития.

Словом, замысел был у книги - глобальный. И воплощен он полностью.

Минусы


Чтобы у вас не возникло ощущения моего преклонения перед этим, безусловно интересным, серьезным и многогранным, романом, хочу рассказать и о его недостатках.

Несовременный нам язык. Я уже говорил о нем. Парадокс: мы теперь легко читаем и Чехова и Булгакова, живших за 50-70 лет до автора, а вот, как только улавливаем привкус "совка", частенько сразу кривимся, как от кислой вишни.


Я совсем не призываю любить то время. Я просто говорю: постарайтесь проникнуть сквозь форму и найти там богатое идеями и событиями содержание. Уверяю вас, оно там есть.

Что еще? Традиционно для Савченко, чисто по-саймаковски слабая экспозиция женских характеров и персонажей в романе. Да, здесь есть и несколько хиленьких лирических линий, но они как раз совсем вспомогательны, героини картонны, чувства схематичны. Боюсь, что такое постоянство несовершенства именно с одной стороны выражает жизненную позицию автора.

К счастью, обе эти особенности не зачеркивают несомненных достоинств романа.

В заключение, чтобы передать дух книги и людей, в ней обитающих, покажу вам цитатку, правда, из другой книги Савченко, "Пятое измерение", но уж больно подходящую:

"Сегодня все-таки был хороший день: несколько минут я шел впереди человечества. Шевелил материю, а не она меня!"

Вот это мне нравится!

Комментариев нет:

Отправить комментарий