Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

10 апр. 2015 г.

Фильм -- Бобер, 2011

Американский фильм "Бобер" 2011 года не смотрел только ленивый. То есть я. :-) Но теперь и я посмотрел.
Относиться к нему можно по-разному. Кто-то будет дико хохотать над приключениями героев, кто-то раздражаться, не понимая смысла "очередной тупой америкосской комедии", кто-то заскучает, а еще кто-то проникнется трагизмом ситуации, примерив ее на себя.

На мой взгляд, жанр ближе к драме, чем к мелодраме. То самое, о чем говорят "смех сквозь слезы". Плюс мне изначально было грустновато смотреть на сильно постаревших Мэла Гибсона и Джоди Фостер. Что делать, молодыми мы остаемся только в воспоминаниях... и старых фильмах. :-)
Так о чем же фильм.

Наш герой — Уолтер, вроде бы успешный директор большой компании. Семья, дети, и, казалось бы, остается только жить и радоваться. Но нет. Вот уже больше года он пребывает в депрессии, ничто его не радует, и вообще жизнь идет как-то механически и вынужденно, и с этим пора кончать...
Сказано — сделано, и наш герой решается на самоубийство. Но что-то ему помешало. Что-то или кто-то? Уж не эта ли нелепая кукла бобра, которую надевают на руку, чтобы развлекать детишек, и которую он как-то случайно подобрал в мусорном баке?
Погодите, это что, сказка, новый Буратино? Кукла может говорить и действовать?

Нет. Здесь все несколько проще, но и тоньше одновременно. Говорит и машет рукой с надетым на нее игрушечным бобром, разумеется, лишь сам Уолтер. Вот только это уже совсем другой человек: энергичный, креативный, уверенный в себе, а главное — никаких следов депрессии. Но лишь до тех пор, пока кукла надета на руку, а Уолтер занимается чревовещением. Если снять с него бобра, Уолтер снова мгновенно превращается в жалкую тень самого себя, депрессивного неудачника без малейших перспектив в жизни.

И вот тут...
приходит время решать. Либо быть разумным и благопристойным, но несчастным. Либо стать счастливым и успешным сумасшедшим кукольником, буквально ни на минуту не оставляющим своего спасительного бобра ни дома, ни в ванне, ни в постели с женой, ни на работе.
Герой выбирает компромиссный вариант: второе (непопулярное) решение, но не навсегда, а лишь на время, как терапию. А потом, когда все стихнет... там видно будет, может все как-нибудь само собой рассосется.

Такова завязка. А дальше разворачивается кавалькада нелепых смешных и грустных ситуаций, идиотских положений и неожиданного понимания от самых разных людей. Доведение ситуации до полного абсурда и жестокая, хоть и необходимая, развязка... Впрочем, все это лучше увидеть самим, чем читать в скудном пересказе.

Так о чем же эта история? Для меня здесь две главных линии, обе они мне в какой-то мере близки. И это отнюдь не приключения главного героя.

Одна линия — причудливые игрища нашего разума. У каждого из нас в голове скрыто гораздо больше, чем мы сами подозреваем. Я не говорю о раздвоении личности и прочих психических аномалиях. Но даже "обычное" искусство воплощения способно очень на многое, поверьте, испытано на себе.

Мало кто помнит незначительный эпизод из сказки "Волшебник Изумрудного города". Когда наши герои подходят к реке, преградившей им путь, все останавливаются в растерянности. Что делать? Как быть? И тут неожиданно самый глупый из всей компании, Страшила, которому еще не дали мозги, вдруг говорит: "Если бы у меня были мозги, я бы сказал: сруби дерево!".
В этом эпизоде нам показано больше, чем кажется.

Вдумайтесь в ситуацию: существо, совершенно не способное на такие поступки, воплощается в другое состояние и тогда уже действительно может совершить то, что раньше ему было в принципе не по силам!
Не в сказках, а в жизни, это явление тоже есть. И проявляется оно не только у артистов театра...

В нашем случае, можно спросить себя: КТО делает все это хорошее, креативное и позитивное, когда бобер надет на руку Уолтера? Разумеется, сам Уолтер, кто же еще! Ну не бобер же!
Но фишка в том, что бобер здесь — это катализатор, средство, которое позволяет человеку "прыгнуть выше своих ушей".
Это как ребенок, который боится спать один. Дайте ему медвежонка, и он уснет счастливый. :-) Причем, половиной ума он понимает, что "если что" медвежонок его не защитит, как, скажем, мама. Но другой половиной просто воспринимает, что теперь он не один и спать не страшно. Парадокс, правда?

Хуже, когда человек заигрывается в это воплощение. Когда он живет в измененном состоянии бОльшую и лучшую часть своей жизни. Когда личина начинает давить на него...

Другую линию мы видим, когда смотрим на всю эту историю глазами жены главного героя. Спросите себя, спросите всерьез, а не для галочки: "На ЧТО вы готовы, чтобы вашему любимому было хорошо?".

Вот только не надо говорить: "На все! Я сделаю для него все, что угодно!". Это неправда, и вы это знаете. Есть границы.
Как пела в свое время Пугачева: "Это непросто — вечно любить. Не обещай! Не надо!".

Одно дело — посмеяться над нелепостью или пожурить. Другое дело, когда понимаешь, что выбор у тебя невелик: либо отстаивать здравый смысл и получить в итоге суицид мужа, либо стать посмешищем среди друзей и родственников, наступить на горло собственным представлениям о нормальной жизни и все-таки попытаться понять и принять новую реальность, как бы странно и нелепо она ни выглядела. Не ради себя. Ради него. Чтобы ему было даже не то что хорошо. Чтобы он просто был...

Эту линию я осознал уже после просмотра, когда узнал, что режиссер фильма — сама Джоди Фостер...

Вот так я увидел это фильм. Смешной и грустный. Абсурдный и одновременно правдивый. Возможно, вы увидите в нем что-то совсем другое. Мне часто говорят, что я вижу в книгах и фильмах совсем не то, что в них есть. :-) Может быть, когда я пишу эти рецензии, я просто надеваю на руку бобра... И все это на самом деле пишет он, а не я? :-)

Комментариев нет:

Отправить комментарий