Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

14 нояб. 2017 г.

Саймак -- Роковая кукла

Творчество Клиффорда Саймака люблю очень давно и трепетно, с самой первой книги "Заповедник гоблинов", которую до сих пор считаю поэмой в фантастической прозе. Да, она была именно такая, в такой вот обложке, вроде бы нехитрой, но зато очень удачно иллюстрирующей текст. Со мной до сих пор все ее герои - молодой профессор, светская красотка со своим ручным тигром, окультуренный неандерталец и Дух, просто Дух )))

А вот другой книге Саймака под названием "Роковая кукла" со мной не повезло. Принимался ее читать раза четыре в разном возрасте и бросал, не в силах вынести первой же встречи с лошадками.

Нет, ну правда, я многое готов понять и простить. Но когда космонавты высаживаются на очередной далекой планете, где жители выглядят (да и ведут себя) ну в точности как игрушечные лошадки-качалки... извините, но для меня это уже полный перебор и профанация автора как автора крепкой фантастики, которым я привык считать Саймака. На том мы обычно с книгой и прощались. Без сожалений. Навсегда. И так четыре раза ))

А на пятый я решил, что все-таки преодолею этот барьер и дочитаю книгу в любом случае. Хотя бы составлю полное представление о ней. Опять же - ну, вы знаете, как это бывает - иногда автор потом спохватывается и перестает нести полную чушь. А то и успевает еще и рассказать что-нибудь интересное.

Было трудно. Дуромер зашкаливало - лошадки, пустыня, какие-то усердные крыски, стреляющие деревья... А потом стало легче - я себя отпустил. Сказал себе, что уж это конечно не фантастика, а просто сказка. А в сказке может быть все, что угодно, без всяких намеков на правдоподобие. И... стал получать удовольствие )) А потом вдобавок сделал одно удивительное открытие. Сейчас расскажу.

С некоторых пор я стал примечать, что в литературе или в музыке явления иногда возникают парами - эдакие близнецы, чем-то похожие, но при этом так сказать в "светлой" и в "темной" версиях. Например, в годы своего появления группы Битлз и Роллинг Стоунз противопоставлялись как нечто совершенно противоположное, альтернативное друг другу. А вы послушайте те их записи сейчас. Практически одно лицо, одни темы, одни краски, только у одних акценты чуть светлее, у других - чуть темнее. Всего лишь.

"Ведь они - это мы, а разрыв между нами не так уж велик..." А. Макаревич, "Спектакль"

Пойдем дальше. Завязка сюжета книги "Под куполом" Стивена Кинга практически ничем не отличается от повсести "Все живое" Саймака. Я не хочу сказать, что кто-то у кого-то списал или украл. Просто "идеи носились в воздухе" и возникли параллельные версии. Ну а дальше Саймак развивает их по-доброму, а Кинг остается Кингом. Но даже при этом и в развитии событий и в глобальном плане (кто это все устроил и зачем) очень много параллелей.

Еще один пример. Всем знакомый "Граф Монте-Кристо". И широко известная в узких кругах повесть Альфреда Бестера "Тигр! Тигр!". Лишь из-за того, что две этих книги написаны в разные эпохи и в совершенно различных жанрах (и, соответственно, имеют разные читательские аудитории) мало кому бросается в глаза их сходство. И дело вовсе не в том, что в обеих книгах на одном из поворотов сюжета герой сбегает из тюрьмы. Нет, их сходство в общем построении, в движущих мотивах, равновесии сил - мотивирующих, злых и привлекающих. Даже в лирических линиях есть некоторая схожесть. Мы легко разглядим все это, если пригасим явные приметы жанра - космические корабли, телепортацию и мир синэстетиков в одном случае и феодальные нравы, заговоры и дворянскую честь - в другом.

Теперь вы почти готовы к тому, что я хочу сказать. Прочитав "Роковую куклу" Саймака, я понял, что эта книга — эдакое "белое зеркало" для культового цикла того же Стивена Кинга "Темная башня". Дело даже не в том, что оба этих произведения относятся к типу "книга-дорога", когда весь сюжет построен на долгом путешествии героя по какой-то ему одному известной надобности, когда к нему примыкают друзья, им мешают враги и попутно происходят всякие интересности. Книг в этом жанре очень много, тут тебе и все "Хоббиты", и "Братство талисмана" того же Саймака, и даже "Волшебник Изумрудного города", ну и еще несколько тысяч подобных.

В нашем случае сходства в них гораздо больше, чем просто внешняя сюжетная канва. Тут и участие диких племен, и довольно активно задействованные роботы со своей внутренней культурой, есть одинокий Стрелок с большим шансом потерять эту свою одинокость, есть двери в другие миры, видимые лишь с одной стороны, есть потусторонние существа тоже активно участвующие в сюжете. И даже ожившие игрушки )) в одном случае лошадки, в другом — злобный паровозик-психопат.

Наконец, есть большая философская изнанка всего этого безобразия действа, поднимающая нас, читающих, над происходящим, и заставляющая переосмысливать явления и события уже в своей жизни. И даже больше — задаваться извечными вопросами не только из разряда "кто мы такие", "куда идем" и "в чем смысл жизни", но и "чего хочу лично я" в ближней и дальней перспективе, а также непопулярное: "и что, я действительно двигаюсь в этом направлении?" ))
Я считаю, что хотя бы вот за это обе книги заслуживают права быть прочитанными.

А дальше? Дальше у Саймака идет одна из его любимых тем — обитель. Место, куда можно прийти в конце своей бурной жизни и там остаться, продолжая приносить пользу людям. У него много рассказов и повестей воспевают эту мечту — найти свое истинное место в жизни.


Ну и что мы имеем в итоге? Странную книгу, полную нелепых символов и надуманных ситуаций. Книгу-притчу о главном: о поиске истины и своего предназначения, о дружбе и предательстве, о вроде бы никчемных и убогих, но на деле нужных людях (кстати, тоже одна из любимых тем и Кинга и Саймака, попутно задевающая и расизм, и нетерпимость любого рода, и просто деревенских дурачков), о любви и понимании. О нравственном выборе и долге, о поступках, которые мы совершаем. пока нас никто не видит. О пазлах, кторые нам раскладывает Судьба, а мы их тщимся собрать, умея разглядеть лишь крохотные кусочки...

В общем, впечатления от книги двойственные, но скорее позитивные. Стоит лишь преодолеть в себе некий внутренний барьер.

Комментариев нет:

Отправить комментарий